С карты исчезают целые поселения, демографические, экономические, криминальные и медицинские последствия наркомании-алкоголизма печально известны.
Несмотря на то, что данная проблема уже несколько лет является основным внутренним вопросом национальной и государственной безопасности, качественного решения она так до сих пор и не получила.
На наш взгляд истинные причины такого тяжелого положения вещей необходимо искать в духовной ситуации нашего времени, которая всегда первична в отношении всех явлений и процессов социального измерения. Об этом много сказано в Священном Писании. Это убедительно доказывают в своих работах многие известные философы и социологи, психологи и психиатры, такие как: К. Ясперс, К. Доусон, М. Вебер, А. Маслоу, Э. Фромм, В. Франкл и многие другие.
Если смотреть на социальную ситуацию в России, с этой позиции легко увидеть, что большинство ее проблем происходят от тотальной секуляризации современного общества и действующей в нем системы отношений. В массовой культуре наблюдается острый дефицит подлинно духовных ценностей, высоких идеалов, смыслов и содержаний жизни, без которых русский человек, создатель и наследник великой культуры, не может обходиться и превращается в раба-манкурта.
Сегодня даже тем, кому удается обнаруживать в современной социокультурной системе достойные ценности и смыслы, бывает очень трудно, порою почти невозможно их реализовать. Ведь в господствующих ныне «рыночных отношениях» такой образ жизни, как правило, бывает либо экономически невыгодным, либо маргинальным. Но нехватка в массовой культуре «достойных предметов для веры и желания» - это только половина проблемы.
Необходимо честно признать, что так называемые «традиционные институты», отвечающие за духовность в российском обществе уже давно не выполняют и не могут выполнять свою функцию. В этом нет ничего удивительного. Во-первых, они безнадежно устарели и более не дают релевантных ответов на современные запросы общества. Они похожи на старые корабельные якоря, застрявшие в веках, предлагая в наше время все те же архаичные формы религиозного поведения, перегруженные обрядами и церемониями, которые соответствуют скорее религиозному сознанию средних веков, чем сегодняшнему уровню развития современного школьника. Именно такое состояние духовного инфантилизма «традиционных религиозных институтов», застревание их на предшествующих стадиях развития создает атмосферу духовного вакуума в обществе, тормозит его развитие. Кроме того, политические и экономические игры лидеров этих институтов, двойной образ жизни и пьянство их местных представителей, демонстрируют духовное вырождение этих институтов, и вовсе лишают их доверия народа, приводя к всеобщему разочарованию в религии как таковой.
Положение усугубляет также отсутствие в российском обществе психологической культуры и недостаточность авторитета психологического знания. Многие социальные вопросы и проблемы продолжают решаться административно, экономически, силовыми способами без учета научно обоснованного психологического мнения и имеющихся у этой дисциплины возможностей. Такое состояние можно определить, как хронический коллективный невроз - регулярный расход энергии и ресурсов общества на непродуктивные цели, не решающий проблему.
В свете вышесказанного нам представляется абсолютно бессмысленным поручать координацию работы по созданию национальной системы духовно-социальной реабилитации медикам, силовикам или привлекать к этому так называемые традиционные религиозные институты, бесполезно вкладывать в такую работу силы, средства и ожидать положительных результатов. Это все равно, что поручать пчелам бороться против меда!
Духовный вакуум, недостаток психологической культуры и привычки у людей мыслить приводит к массовой потери новыми поколениями понимания себя и своего предназначения. Место мечты в их умах занимают меркантильные интересы и ценности. Мотивы и стремления молодежи направлены к удовольствиям, развлечениям, потреблению - крайней формой которых являются алкоголизм-наркомания. Портрет современного молодого человека - это «портрет Дориана Грея», героя нашего времени.
Пора наконец понять, что в обществе давно назрела потребность в новых формах духовной жизни, в развитии психологической культуры, в новом языке для восприятия и передачи вечных смыслов, в новых способах их усвоения, практического применения в личной и общественной жизни человека.
Программа духовно-социальной реабилитации «Исход» как раз и является одной из таких новых форм. Она апеллирует в своем подходе одновременно к духовному, социальному и психологическому измерениям человека. Другими словами, наша программа глубоко укоренена в христианском мировоззрении и системе ценностей, и в тоже время включает в себя самые эффективные методы социально-психологического обучения и современные технологии реабилитации. По сути, она представляет собой объединение современного психологического и духовного знания о человеке, его положении и жизни в мире.
Программа «Исход» является ответом евангельского движения России на один из самых острых вызовов современности – проблему наркомании-алкоголизма, приобретающую сегодня, как я уже говорил, апокалипсические масштабы в нашей стране.
На самом деле давно и хорошо известно, что проблему алкоголизма-наркомании сегодня наиболее эффективно решают христианские конфессиональные реабилитационные центры и программы, так или иначе идентифицирующие себя с российским евангельским движением. Что и является не требующей других доказательств очевидностью, надежным верификатором истинности высказанных выше соображений. К сожалению, этот факт замалчивается по вполне понятным причинам. Слишком велика цена вопроса.
Поэтому, основной целью этой презентации мы ставим цель сообщить обществу, что программа существует, она эффективна и заслуживает самого пристального внимания, изучения и широкого применения!
Совсем коротко о сути программы и ее названии:
Название «Исход» глубоко символично, так называется вторая книга Ветхого Завета. В ней описаны события, связанные с пребыванием и последующим чудесным избавлением Божьего народа из жестокого египетского рабства, в котором израильтяне находились более 400 лет. Для нас, как и для многих верующих всего мира, христиан, мусульман, иудеев эта история стала прообразом освобождения человека из рабства греха и его нелегкого перехода к самостоятельности и свободе.
Под грехом мы понимаем болезненное состояние души человека, вызванное с одной стороны иррациональными страстями, с другой обусловленное его невежеством. Такое невротическое состояние порождает ошибочное, разрушительное поведение человека.
Под свободой мы понимаем обретение человеком верного самосознания и понимания жизни. Обретение доступа к внутренней духовной силе и принятие на себя ответственности за свои поступки, выбор, отношения с окружающим миром, людьми и жизненную ситуацию в целом.
Исходом, т.е. главным способом обретения психического и социального здоровья, для нас является всестороннее развитие личности, прежде всего способностей человека к братской любви.
Под братской любовью мы понимаем высшую форму взаимоотношений между людьми, основанных на уважении, заботе, интересе и коллективной ответственности.
По существу Исходом для нас является Сам Иисус Христос (познание и применение Его учения), сказавший: "Я есть Путь и Истина и Жизнь". И оставивший главную заповедь для всех христиан: «..возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостью твоею, ..возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет» (Мар.12:30, 31).
Посредством всестороннего развития своей личности в направлении любви к Богу, к самому себе и своим ближним, человек преодолевает саморазрушительную агрессию, эгоизм, страх, невежество, умственную и нравственную лень, неуверенность и бессмысленность жизни. Так он прокладывает себе путь от рабства телесным страстям и вещественным началам к свободе духа, подлинному психическому здоровью и социальному благополучию.
Разумеется, провести такую работу над собой - нелегкая задача. Инвентаризация старых и усвоение новых ценностей жизни, закрепление их в своем поведении возможны только через отношения зависимого человека с другими людьми. Конечно обязательно, чтобы новая обучающая среда была здоровой, одновременно лояльной к новым участникам и требовательной. Для этого мы создаем терапевтические сообщества, устроенные по особым правилам и традициям, основой которых являются христианские идеалы и добродетели, нормы морали и этики. В этом суть программы "Исход".
Игорь Божко, директор АнАНО "Здоровый город"