Правовой аспект

Добровольная сертификация предполагает выполнение следующих определенных шагов:

1.Необходимо, чтобы один из сотрудников подошел к вопросу изучения стандарта.

2. Затем он приказом назначается внутренним аудитором системы добровольной сертификации.

3. Он проводит аттестацию на знание стандарта остальных сотрудников и волонтеров организации.

4. Затем все необходимую документацию организация приводит в соответствии со стандартом.

5. Выезжают сотрудники организации СДС и проводят диагностический аудит, в ходе диагностического аудита выявляют и ликвидируют несоответствия в деятельности организации.

Перечень копий документов, предъявляемых при проведении аудита.

  1. Публичное заявление о миссии организации
  2. Плановые документы
  3. Уставные документы АННКО
  4. Отчетные документы АННКО
  5. Поощрения, полученные за работу
  6. Документы, подтверждающие вхождение АННКО в сетевые объединения
  7. Документы партнерских проектов
  8. Форма договора с участниками программы социальной реабилитации
  9. Форма подтверждения информированного согласия участника программы социальной реабилитации
  10. Три личные карточки участников программы (личные данные должны быть заретушированы)
  11. Документы, определяющие структуру программы социальной реабилитации, по которой работает организация
  12. Внутренние нормативные документы организации Образец трудового договора с сотрудниками
  13. Штатное расписание организации

Диагностический аудит включает в себя массу мероприятий, включая проведение дополнительного обучения, проведение фокус групп,

экспертные и правовые консультации и т.д.

6. Сотрудники СДС совместно с экспертами, которых мы приглашаем, проводят контрольный аудит.

7. Выдают (или не выдают) сертификат. Сертификат не выдают если уже очень крайние несоответствие согласно стандарту, например, закрытый детокс, нарушение прав человека и т.д.

Вся информация на сайте www.annko.ru

Вся информация на сайте www.annko.ru

Диагностический аудит - это, по сути, проверка организации на ее соответствие тем требованиям, которые предлагаются стандартом сертификации. В него входит:

I.Перечень копий документов, предъявляемых при проведении диагностического аудита.

II.Маршрут рабочей встречи с руководством АННКО – заявителя.

III.Маршрут проведения фокус-группы с сотрудниками АННКО.

Полный текст здесь: diag_audit.doc

 

Данный стандарт разработан с целью повышения социальной эффективности деятельности антинаркотических некоммерческих организаций и качества услуг, оказываемых ими в ходе социального обслуживания людей, попавших в трудную жизненную ситуацию в связи с употреблением наркотических средств.

Стандарт включает три основных раздела:

1. Стратегическая цель, задачи, принципы и виды деятельности

Данный раздел описывает базовые концептуальные и методологические установки, сложившиеся в ходе формирования антинаркотического сектора гражданского общества, которые выразились в системе целей, принципов и видов деятельности.

2. Требования к социальному обслуживанию людей, попавших в трудную жизненную ситуацию в связи с употреблением наркотических средств, в ходе прохождения ими программ социальной реабилитации

Данный раздел устанавливает нормы деятельности АННКО, связанной с оказанием, в рамках программ социальной реабилитации, услуг конкретным потребителям, и адаптирует требования национальных стандартов к методологическим особенностям социального обслуживания граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию в связи с употреблением наркотических средств, антинаркотическими некоммерческими организациями. Сюда входит, в частности, правовая помощь в восстановлении документов, жилищных вопросах или получении пособий, психологический патронаж, знакомство с основами семейных отношений, технологиями построения малого бизнеса и так далее. На последнем этапе рекомендуется активное вовлечение реабилитируемых в антинаркотическую деятельность.

3. Критерии оценки результативности основных направлений деятельности АННКО

Данный раздел предлагает систему показателей результативности базовых направлений деятельности АННКО, которые последние могут использовать для публичной отчетности, при самооценке АННКО своей работы, а также при проведении нефинансового аудита их деятельности.

Стандарт определяет стратегическую цель и задачи АННКО, устанавливает основные нормы и принципы их деятельности по социальному обслуживанию людей, попавших в трудную жизненную ситуацию в связи с употреблением наркотических средств, в ходе прохождения ими программы социальной реабилитации, а также предлагает комплекс критериев, позволяющих оценить результативность деятельности АННКО по ряду базовых направлений.

Учет требований Стандарта обязателен для АННКО в установленном законом порядке на добровольной основе присоединившихся к Стандарту.

Непосредственный текст Стандарта можно скачать по данной ссылке http://www.annko.ru/uploads/document/standart-annko.pdf

Маргарита Ольховская.

Добровольная сертификация антинаркотических организаций (АННКО) как способ повышения эффективности деятельности гражданского общества

В последние десятилетия наркомания в России приобрело масштаб, который поставил ее в ряд наиболее острых социальных проблем. Сегодня она самым серьезным образом влияет на социально-психологическую атмосферу в обществе, экономику и правопорядок в стране. Пристрастие к наркотикам влечет за собой повышение уровня смертности среди молодёжи, рост преступности, распространение социально-опасных заболеваний (ВИЧ/СПИД, гепатиты и т.д.), разрушение семей, а также способствует снижению нравственного уровня общества, его маргинализации. Наркомания разрушает культуру уважения человеческого достоинства, создавая особую «субкультуру наркотиков», относящуюся к разряду деструктивных мировоззренческих систем. Такие системы формируют устойчивый стиль жизни адептов, ведущий к разрушению здоровья, деградации личности и «выпадению» человека из социума.

Противодействие пагубному влиянию наркотиков безусловно должно являться не только государственным, но и общественным делом. При этом, если лечение и медицинская реабилитация зависимых людей осуществляется только в государственных учреждениях, то деятельность по социально-психологической адаптации наркоманов сегодня полностью отдана на откуп общественным организациям. Именно поэтому в настоящее время антинаркотические некоммерческие организации (далее – АННКО) составляют основу социального реабилитационного пространства для людей, попавших в тяжелую жизненную ситуацию в связи с употреблением наркотических веществ.

Такая ситуация сложилась естественным путем, поскольку именно эти организации демонстрируют наиболее высокую эффективность при проведении курсов социальной реабилитации – не менее 40% успешно проходящих реабилитацию и имеющих ремиссию не менее 3-х лет.

По данным статистики, на данный момент в России существует несколько тысяч самофинансируемых антинаркотических центров. Некоторые из них объединены в крупные сети, счет которым пошел на десятки. Лидируют на этом рынке фонды, так или иначе связанные с религиозными организациями, хотя формально они могут быть независимы от каких-либо церквей.

Деятельность реабцентров в корне отличается от работы медицинских учреждений. Во-первых, социальная реабилитация не подлежит лицензированию, а, следовательно, и контролю со стороны государства. Кроме того, методы действия общественников также не совпадают с официальной наркологией. Если, согласно медицинскому подходу, вначале нужно реабилитировать саму личность, а затем, восстановившись, человек изменит свои социальные связи, то общественные организации придерживаются противоположной точки зрения. Основной их метод — это замена деструктивных интересов человека, погруженного в субкультуру наркотиков, на позитивные социальные связи, благодаря чему со временем изменится и «ядро» человека.

Таким образом, стратегическая цель АННКО – повышение устойчивости общества путем снижения уровня его наркотизации через пропаганду здорового образа жизни, социальную реабилитацию людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в связи с употреблением наркотических средств, повышение уровня гражданской ответственности населения.

Данная цель достигается решением следующих основных задач:

- профилактика асоциального образа жизни, связанного с употреблением наркотических средств, в том числе через пропаганду здорового образа жизни и повышение гражданской ответственности населения;

- социальная реабилитация лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию, в связи с употреблением наркотических средств;

- развитие эффективного взаимодействия общественных институтов, властных структур, частных лиц с целью решения проблем, связанных с противодействием наркотизации общества.

Среди основных принципов деятельности АННКО можно выделить принципы:

- легитимности: АННКО последовательно действуют в рамках установленного законодательства, стандартов и других добровольных обязательств;

- открытости: Информация о деятельности АННКО предоставляется в установленном порядке всем заинтересованным сторонам;

- уважения и доверия: АННКО признают значимыми любые мнения, оценки и суждения и внимательно относятся к ним при решении соответствующих вопросов, не допуская при определении своих позиций дискриминации и диффамации на основе социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства, других проявлений экстремизма;

- ответственности: АННКО принимают на себя добровольные обязательства стремиться к объективности своих суждений и гражданской ответственности при принятии решений и реализации программ и проектов;

- партнерства: АННКО действуют в духе развития партнерских отношений со всеми заинтересованными сторонами, вовлеченными в процесс противодействия распространению наркомании.

В настоящее время АННКО с целью реализации уставных целей осуществляют следующие виды деятельности:

- разработка и реализация документов стратегического, среднесрочного и краткосрочного планирования с учетом федеральных, региональных и муниципальных программ по противодействию распространения наркомании;

- разработка и исполнение собственных и партнерских проектов, направленных на обеспечение целей, поставленных в плановых документах;

- разработка и реализация программ по профилактике асоциального образа жизни, связанного с употреблением наркотических средств;

- разработка и реализация программ по пропаганде здорового образа жизни и повышению уровня гражданской ответственности населения;

- проведение массовых публичных мероприятий и благотворительных акций, направленных на противодействие распространению наркомании;

- социальное обслуживание людей, попавших в тяжелую жизненную ситуацию в связи с употреблением наркотических средств;

- участие в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления по проблемам противодействия распространения наркомании в порядке и объеме, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации;

- осуществление профессионально-методического обмена опытом в области решения проблем наркотизации общества со всеми заинтересованными сторонами, в том числе зарубежными партнерами;

- издание методических пособий, других информационных материалов по тематике, связанной с антинаркотической деятельностью и пропагандой здорового образа жизни;

- представление и защита своих прав и прав участников программы социальной реабилитации в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Опыт противодействия распространению наркомании показывает, что инициативы институтов гражданского общества могут быть достаточно эффективными только при действенной поддержке государственных и муниципальных структур, взаимодействии с иными институтами и организациями, заинтересованными в противодействии распространению наркотиков. Такое широкое взаимодействие позволяет сформировать у общества морально-психологический иммунитет к наркотическим препаратам, а также помогает вернуться к нормальной социальной жизни всем желающим избавиться от наркотической зависимости.

Необходимо учитывать также, что в процессе реабилитации АННКО должны делать акцент на восстановлении социального статуса реабилитируемого, содействии в приобретении им работы, жилья, в восстановлении здоровья.

Сегодня в секторе антинаркотических некоммерческих организаций активно развивается процесс саморегулирования, что лежит в русле общего тренда политики дерегулирования – снижения степени государственного вмешательства в ход социально-экономических процессов, заявленного высшим российском руководством.

Одним из наиболее интересных проектов, реализуемых в этом плане, является проект «Добровольная сертификация антинаркотических некоммерческих организаций».

Ядром проекта является Система добровольной сертификации на соответствие требованиям стандарта «Антинаркотические некоммерческие организации: цели, виды и принципы деятельности; требования к социальному обслуживанию людей, попавших в трудную жизненную ситуацию в связи с употреблением наркотических средств; критерии оценки результативности основных направлений деятельности».

Стандарт является стандартом организации. Разработка аналогичных стандартов и систем сегодня активно используется в банковском секторе, строительстве, ЖКХ и т.д. Национального стандарта в данной сфере не существует.

Заказчиком Стандарта выступило региональное управление ФСКН Свердловской области, а в процессе его разработки участвовали представители около 200 центров социальной реабилитации, наркологи нескольких регионов, юристы, специализирующиеся в некоммерческом праве. Стандарт в значительной мере обобщил опыт сектора. Сегодня о своем решении участвовать в добровольной сертификации заявили такие сети, как Древо жизни, Тин Челендж, Новое поколение. География проекта на настоящий момент охватывает практически всю территорию России от Калининграда до Камчатки. Уже на данный момент вышеназванный стандарт активно применяется антинаркотическими НКО в ряде регионов России (Свердловская, Челябинская, Пермская, Кемеровская области, ХМАО и другие). В Свердловской и Челябинской области начат процесс сертификации организаций. Сертифицирующей организацией в рамках данного проекта является Екатеринбургский центр поддержки гражданских инициатив «Открытое общество».

Важно отметить, что любой стандарт – это наилучшая принятая практика, обобщаемая определенным профессиональным сообществом, каким сегодня становится сообщество антинаркотических некоммерческих организаций. Стандарты – это не государственные законы или регламентации, а профессиональные своды, представляющие собой особые институты саморегулирования определенных секторов как бизнес-сообщества, так и гражданского общества.

Данный стандарт разработан с целью повышения социальной эффективности деятельности антинаркотических некоммерческих организаций и качества услуг, оказываемых ими в ходе социального обслуживания людей, попавших в трудную жизненную ситуацию в связи с употреблением наркотических средств.

До настоящего времени деятельность АННКО регулировалась соответствующим законодательством, требованиями уставов конкретных центров, а также методиками и рекомендациями, регулирующими некоторые аспекты деятельности отдельных организаций и сетевых объединений. При разработке Стандарта был обобщен многолетний опыт применения АННКО указанных выше документов, а также использованы аналитические материалы экспертов по деятельности сектора АННКО, которые были актуализированы в свете целей этого документа.

Стандарт включает три основных раздела:

1. Стратегическая цель, задачи, принципы и виды деятельности

Данный раздел описывает базовые концептуальные и методологические установки, сложившиеся в ходе формирования антинаркотического сектора гражданского общества, которые выразились в системе целей, принципов и видов деятельности.

2. Требования к социальному обслуживанию людей, попавших в трудную жизненную ситуацию в связи с употреблением наркотических средств, в ходе прохождения ими программ социальной реабилитации

Данный раздел устанавливает нормы деятельности АННКО, связанной с оказанием, в рамках программ социальной реабилитации, услуг конкретным потребителям, и адаптирует требования национальных стандартов к методологическим особенностям социального обслуживания граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию в связи с употреблением наркотических средств, антинаркотическими некоммерческими организациями. Сюда входит, в частности, правовая помощь в восстановлении документов, жилищных вопросах или получении пособий, психологический патронаж, знакомство с основами семейных отношений, технологиями построения малого бизнеса и так далее. На последнем этапе рекомендуется активное вовлечение реабилитируемых в антинаркотическую деятельность.

3. Критерии оценки результативности основных направлений деятельности АННКО

Данный раздел предлагает систему показателей результативности базовых направлений деятельности АННКО, которые последние могут использовать для публичной отчетности, при самооценке АННКО своей работы, а также при проведении нефинансового аудита их деятельности.

Стандарт определяет стратегическую цель и задачи АННКО, устанавливает основные нормы и принципы их деятельности по социальному обслуживанию людей, попавших в трудную жизненную ситуацию в связи с употреблением наркотических средств, в ходе прохождения ими программы социальной реабилитации, а также предлагает комплекс критериев, позволяющих оценить результативность деятельности АННКО по ряду базовых направлений.

Учет требований Стандарта обязателен для АННКО в установленном законом порядке на добровольной основе присоединившихся к Стандарту.

Стандарт не оговаривает всех особенностей деятельности отдельных АННКО. В развитие Стандарта любой АННКО могут быть разработаны свои собственные нормативные документы.

Маргарита Ольховская

http://www.sclj.ru/news/detail.php?ID=3003

Опубликовано на сайте Славянского правового центра

Нормативно-правовая регламентация коррекции нарушений социального функционирования или реабилитации в настоящее время разработана явно недостаточно и не отвечает потребностям практики. Можно выделить три основных варианта проведения реабилитации лиц, злоупотребляющих ПАВ.

1. Реабилитация осуществляется в государственном, муниципальном или негосударственном медицинском учреждении. В этом случае вне зависимости от того, кто в ней участвует (медицинские работники, например, психотерапевт, реабилитолог или специалисты, не являющиеся таковыми, например, психологи или социальные работники), она регламентируется законодательством о здравоохранении и правовыми нормативными актами органов управления здравоохранением.

2. Реабилитация осуществляется вне государственного или муниципального медицинского учреждения, например, в учреждении социального обслуживания населения или ином учреждении, деятельность которого подлежит лицензированию. В этом случае процесс реабилитации регламентируется в зависимости от имеющейся лицензии законодательством о социальном обслуживании (Федеральный закон от 10 декабря 1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»), об образовании (Закон РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании») и пр. Если между лицом (его законным представителем) и учреждением заключается договор на оказание услуг по реабилитации, то в этом случае права получателя услуги будут защищаться нормами гражданского права и Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей». Штатное расписание ряда учреждений социального обслуживания населения предусматривает наличие в них врачей и среднего медицинского персонал (Примерные положения о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, утверждены Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. № 896). Однако вопрос о правовом регулировании их деятельности, включая необходимость получения учреждением соответствующей лицензии, не урегулирован.

3. Реабилитацией больных алкоголизмом и наркоманией активно занимаются общественные организации, например, общества самопомощи (Анонимные алкоголики и Анонимные наркоманы) и религиозные организации. В этих случаях процесс реабилитации не имеет никакой нормативной регуляции, а права пациентов защищены в наименьшей степени.

Обращает на себя внимание отсутствие системного подхода Минздрава к формированию нормативно-правовой базы оказания наркологической помощи. Это проявляется в том, что некоторые вопросы детально регламентированы, а другие, более актуальные и значимые, остались вне сферы ведомственного нормотворчества. В Номенклатуре работ и услуг по оказанию соответствующей медицинской помощи, утвержденной Приказом Минздрава РФ от 26 июля 2002 г. № 238 (в редакции Приказа от 27 октября 2003 г. № 502), как самостоятельные виды медицинской деятельности, подлежащие лицензированию, выделены работы и услуги по экспертизе медицинской безопасности на водном, воздушном, железнодорожном транспорте (06.031); работы и услуги по предварительным и периодическим медицинским осмотрам (06.033); работы и услуги по предрейсовым медицинским осмотрам водителей транспортных средств (06.034). Проведение предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств детально регламентируется письмом Минздрава России от 21 августа 2003 г. № 2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств».

Успешная реабилитация и коррекция социально-психологического функционирования наркологических больных в значительной мере определяют эффективность всего процесса оказания наркологической помощи. Однако указанная деятельность не требует лицензирования, если осуществляется вне рамок амбулаторно-поликлинической или стационарной наркологической помощи как «прочие виды работ и услуг». В условиях недостаточной правовой регламентации социальной работы и практически полного отсутствия таковой в области психологической коррекции это приводит к бесконтрольной деятельности юридических и физических лиц, занятых реабилитацией наркологических больных и оказанием им психологической помощи.

В Положении о наркологическом реабилитационном центре, утвержденном Приказом Минздрава России от 18 марта 1997 №76 указано, что основным звеном реабилитационного центра, «осуществляющим реабилитационные и психокоррекционные программы для больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями», является отделение социальной и медицинской реабилитации. Это отделение «работает в режиме круглосуточного наркологического стационара». Тем самым деятельность реабилитационного центра с организационно-правовой точки зрения сводится к оказанию стационарной медицинской помощи (05.022 работы и услуги по специальности психиатрия-наркология). С таким подходом трудно согласится, поскольку он не позволяет учесть специфику организации реабилитационного процесса и психокоррекционной помощи. О существовании указной специфики свидетельствует выделение специальных программ последипломной профессиональной подготовки психиатров-наркологов, психотерапевтов, психологов, специалистов по социальной работе («Психотерапия, психокоррекция и другие немедикаментозные методы лечения в процессе реабилитации больных наркологического профиля» и «Реабилитация в наркологии и наркологические реабилитационные центры»), утвержденных Приказом Минздрава России от 17 декабря 1997 г. № 373.

Выводы

1. Действующее законодательство не создает необходимой нормативно-правовой базы для лечения наркологических больных.

2. ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», нормативные акты Минздрава России и региональные нормативные правовые акты, регламентирующие оказание наркологической помощи и подготовку психиатров-наркологов, содержат многочисленные недостатки.

3. Хотя наркологическая патология относится к психическим расстройствам и расстройствам поведения, психиатр-нарколог не обладает правовым статусом врача психиатра, что исключает возможность использования при оказании наркологической помощи Закона о психиатрической помощи без внесения в него соответствующих изменений и дополнений.

Как с нами связаться

Если у вас есть какие-либо вопросы, связанные с политикой конфиденциальности, использованием Сайта, или иные вопросы, связанные с Сайтом, пожалуйста, свяжитесь с нами по телефону (подключен WhatsApp, Telegram): +7 920 223-66-65.

e-mail: zchernozemie@yandex.ru 

8-800-333-09-81

Пишите нам в WhatsApp

Заказ обратного звонка

Оставьте свой телефон и мы перезвоним в удобное для вас время!

Заказ обратного звонка

Ваш заявка принята. Ожидайте звонка.

 
ТЕЛЕФОНЫ КООРДИНАТОРОВ РЕГИОНОВ

Звони с 10.00 до 20.00

Ростовская область -  Казаков Максим (928) 766-57-57
Краснодарский край, Адыгея - Дейнеко Вадим (928) 848-09-02
Кумалагов Михаил,Ставрольский к-й,Астрахань,
Карачаево Черкесия (962) 746-99-20
Москва, МО и центр России - Лебедев Эдуард (926) 612-36-33
Черноземье - Георгий Гаглоев (920) 223-66-65
Санкт-Петербург и Северо-Запад - Сергеев Сергей (921) 255-93-23
Поволжье - Березовский Александр (903) 301-14-91
 Черноморское побережье - Шевченко Антон (928) 435-19-10

ЕЩЕ 70 ГОРОДОВ