Памятка для родных и близких наркозависимых

Мы советуем...

Самостоятельность. Лучше поздно, чем никогда!

«Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время собирать посаженное».Еккл.3:1,2

Каждому возрасту соответствует свой уровень житейской компетентности: свой срок обучения ходить (1 год), говорить (2-3 года), писать, считать и т.д. Нарушение этих норм влияют на развитие в целом. Позднее обучение дается всегда сложнее, чем в установленный природой срок. Наступает время учиться следующим, более сложным навыкам, а еще не освоены предыдущие. Если носить ребенка на руках и катать только в коляске до пяти лет, он не научится ходить самостоятельно, бесполезно потом, отдав его на танцы ожидать сразу «лунной походки». Так многие родители удивляются, почему их ребенок после стольких лет «любви и заботы», превратился в алкоголика или наркомана. А он просто стремиться продолжить детство, получать от жизни удовольствие и радость, не принимая остальную часть действительности, не умея управлять собой. Но всем известно как даются первые шаги. Это падения, синяки, ссадины, без этого не обойтись.

В России раньше было принято отдавать детей на воспитание в кадетские корпуса, пансионы и гимназии в самом раннем возрасте, 4-5 лет. Там дети росли и воспитывались в своей среде, учились общаться, строить отношения, приобретая жизненный опыт под руководством старших товарищей и преподавателей. Там они узнавали понятия долга, чести, дисциплины, послушания, человеческого достоинства. На Западе, так же, даже в богатых семьях, мудрые родители не давали своим детям пользоваться положением, пока те не научаться зарабатывать и жить самостоятельно. На Востоке установлены такие традиции и нормы, в которых молодые люди, особенно мужчины, рано взрослеют и становятся самостоятельными, начинают работать, создают свою семью. Такие традиции и способы воспитания везде и всегда давали хороший результат, обучая людей ставить необходимость выше сиюминутных желаний, обдумывать свои действия, ответственному отношению к словам и поступкам и как результат жизнеспособности.

Служение реабилитации «Исход» предполагает для каждого химически зависимого участника программы после первичного физического, душевного и духовного восстановления в стационарном центре, обязательно второй этап реабилитации. Самостоятельная жизнь в незнакомом городе, организация быта, времени, распределение и экономия средств, взаимодействие с другими в условиях служения, участие в работе церкви и общественного движения, дисциплина, ответственность, подотчетность, это практическое восстановление жизнеспособности и обучение главным социальным навыкам. Для профилактики срыва на втором этапе всегда рядом наставники и друзья.

Но, как показывает практика, наибольшее количество уходов из программы происходит именно на втором этапе. Во первых, после полугода трезвости возникает иллюзия выздоровления. Во вторых, по известным причинам участник уклоняется от работы над собой, преодоления жизненных трудностей и ответственности, стремится в свою зону комфорта, домой. Где возможно делать то, что хочется, жить за счет других, морочить всем голову и самое главное НЕ напрягаться. Это будет происходить пока это возможно. Все усилия бесполезны, если существует такая зона комфорта. Пословица гласит: «Рыба ищет где глубже, а человек где ему лучше», так уж мы устроены. По этому повторимся:

реабилитация алко- наркозависимых невозможна или как минимум сильно затруднена если параллельно не изменяются установки и отношения принятые в семье!

Пример-иллюстрация: Через месяц после очередного (7-го!) преждевременного возвращения домой со второго этапа реабилитации (под предлогом работать), участника К. навестили служители. Они застали его дома, он был уколотым, сидел на диване в своей комнате под кондиционером, ел клубнику со сметаной и сахаром, смотрел муз. тв на большом экране телевизора. Отец был на работе, мать одновременно стирала вещи К. и готовила «любимому» сыну обед. В разговоре мать сетовала, на то, что они с отцом не могут найти работу для К. и, что недавно опять приходилось «решать вопрос с милицией». В это время, далеко, в городе от куда вернулся К., участники второго этапа были задействованы в социальной работе, даже поесть было некогда, готовили ответственное мероприятие. Вопрос, а как бы вы поступили на месте К.? Стали бы смирятся, кого то слушаться, работать над собой, жить по распорядку, в общем проходить реабилитацию зная, что можно жить как прежде, есть дом, еда, деньги, верная служанка, и т.д..

Пример-иллюстрация: Другая крайность. Участник второго этапа А. находится год в служении, принимает решение вернуться домой и заниматься частным предпринимательством. Узнав об этом, мать А. устроила сначала ему потом и пастору по телефону истерику, всячески пытаясь предотвратить это событие. Просила пастора оказать воздействие на А. и «принять меры». Тем самым, не давая возможности сыну реализовать свой выбор и принятое решение, самому приобрести опыт не удачи, либо наоборот, добиться успеха. Маме было бы гораздо спокойней, если бы её взрослый сын жил так, как ОНА ХОЧЕТ. В результате восстание «Спартака» было подавлено, А. вынужден подчиниться и не по своей воле остался в служении. При таких делах трудно ожидать хороших результатов и перемен. Скорее всего , А. будет просто отбывать срок, дожидаясь пока родители разрешат ему вернуться.

В той или иной форме неправильное отношение к зависимым со стороны близких встречается повсеместно, как правило, родственники бросаются из крайности в крайность: по переменно звучат предложения то посадить (в тюрьму), то наградить (купить машину за месяц трезвости). Мало, кто научен, знает и тем более практикует конструктивный подход необходимый в таких ситуациях.

Прежде всего, нужно всегда сохранять спокойствие и здравый смысл, ни чего не решать и не делать на эмоциях, в гневе или руководствуясь страхом.
 

Следует установить определенный и конкретный порядок ваших (родительских) взаимоотношений с зависимым. Лишить его титула «пуп земли» и центр семейного внимания. Все должны получать одинаковую любовь и участие: жена, муж, другие дети. Определить четкие границы личной жизни и сферу ответственности каждого взрослого (совершеннолетнего) члена семьи, а так же права и обязанности членов семьи по отношении друг другу. Ориентироваться при этом следует на нормы принятые в здоровых семьях. Где ни кто не бездельничает, никто не паразитирует. Зависимый либо реально проходит реабилитацию(лечится), служит в церкви, либо находясь дома в ремиссии работает(учится), только в этом случае он может рассчитывать на строго определенную материальную поддержку семьи и только на самое необходимое.

Лучшим способом конструктивного влияния на зависимого будет создание дома малого терапевтического сообщества, с четкими правилами, установками, с единой, простой и понятной всем философией. Возможно создание семейного договора или соглашения. В нем следует определить ответственность, права и обязанности всех членов семьи, систему запретов, наказаний и поощрений. В его основе должно быть заложено взаимное уважение друг друга, а так же уважение традиций и правил установленных в семье. Таких как: почитание старших, ответственность по взятым на себя обязательствам, выполнение обязанностей по ведению совместного хозяйства и быта, совместная оплата коммунальных платежей и затрат на питание, посильное участие и помощь друг другу в делах, совместный отдых и досуг, регулярное семейное общение. Обязательно правило уважения и невмешательства в личную жизнь, свобода выбора и принятия решений. См. ниже, «статья терапевтические сообщества».

Для просвещения родителей и заинтересованных родственников по вопросам зависимости и правильного поведения в семье на всех этапах реабилитации мы предлагаем пройти обучающий тренинг родительской компетентности, в группах помощи организованных при церкви. А так же самостоятельно изучить и иметь у себя дома специальное пособие «родительский информационный минимум по вопросам зависимости».

Рекомендуемая литература и пособия

Как с нами связаться

Если у вас есть какие-либо вопросы, связанные с политикой конфиденциальности, использованием Сайта, или иные вопросы, связанные с Сайтом, пожалуйста, свяжитесь с нами по адресу: 350000, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Длинная, д. 227.

Тел.: (928) 330-68-08; e-mail: egorova_ex@mail.ru 

 
ТЕЛЕФОНЫ КООРДИНАТОРОВ РЕГИОНОВ

Звони с 10.00 до 20.00

Ростовская область - Старостьянов Дмитрий (928) 126-21-93
Краснодарский край, Адыгея - Дейнеко Вадим (928) 848-09-02
Сев. Кавказ и Ставрополь - Китунов Николай (928) 306-39-27
Москва, МО и центр России - Лебедев Эдуард (926) 612-36-33
Черноземье - Юдин Дмитрий (920) 229-77-85
Санкт-Петербург и Северо-Запад - Перетяжко Артем (931) 368-62-92
Поволжье - Березовский Александр (903) 301-14-91
 

ЕЩЕ 70 ГОРОДОВ